Реформы нужно продолжать – Андрей Чеботарев

0
36

Политолог и директор исследовательского центра рассказал о реформах Касым-Жомарта Токаева.

В этом году исполнилось два года с того времени, как президентом Республики Казахстан стал Касым-Жомарт Токаев. Этой дате был посвящен аналитический доклад директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, передает spik.kz.

– Андрей Евгеньевич, на днях вами был презентован аналитический доклад «Политические инициативы президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева: особенности 3 пакетов». Что стало основой для такой работы?

– 12 июня исполнилось два года с момента официального вступления Касым-Жомарта Токаева в должность главы государства. При этом одним из первых решений, принятых им в тот же день, стал указ «О создании Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан». Ранее мною был написан аналитический доклад «Реформы в Казахстане: от намерений к действиям. Новый курс президента РК Касым-Жомарта Токаева», где подробно изложены основные политические и социально-экономические изменения в Казахстане и их концептуальные аспекты, то есть, то, что было сделано с момента принятия Токаевым президентских полномочий в марте 2019 года. 

В очередном же докладе было решено сфокусироваться на отдельных политических и правовых инициативах руководства страны. Тем более что в течение марта-июня этого года была принята серия новых мер. Так что зачастую в процессе мониторинга и анализа реализации официального политического курса даже не успеваешь охватить многие вещи. Но это, на мой взгляд, — позитивная тенденция, показывающая, что государство не стоит на месте.

– Можно ли узнать, о каких особенностях идет речь и что это за 3 пакета инициатив?

– Это 23 базовые политические инициативы президента, озвученные им в 2019-2021 гг. и составившие три пакета реформ. В настоящее время уже действуют 9 законов, создающих правовые условия для реализации 10 данных инициатив. Подробно с каждой из них можно ознакомиться в докладе. Что касается их особенностей, то я таковыми считаю:

  1. Масштабность, отражающую актуальность и значимость проведения политических и иных преобразований в интересах дальнейшего развития страны. Особенно в этой связи показательны решения по отмене смертной казни, снижению избирательного порога для политических партий с 7% до 5% и введению прямой выборности акимов сельского, городского и районного уровней.
  1. Последовательность и непрерывность. Показательно, что соответствующие меры были обозначены и реализуются, несмотря на критические процессы в Казахстане вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
  1. Поэтапность, отраженную во временных параметрах озвучивания и реализации соответствующих инициатив.
  1. Привлечение к разработке и обсуждению проектов концепций, законов и подзаконных актов, разработанных и принимаемых в интересах реализации рассматриваемых инициатив, заинтересованных представителей политических партий, НПО, экспертного сообщества. Всё это способствует повышению качества и уровня легитимности соответствующих официальных документов.
  1. Открытость, выраженную в представлении проектов соответствующих документов вниманию широкой общественности посредством публикации в Интернет-портале «Открытые НПА», а также на официальных сайтах мажилиса и сената парламента РК и профильных центральных госорганов. Так что любой заинтересованный гражданин может ознакомиться с ними и выразить свое мнение.

Ставка на формирование современного государства

– В самом начале доклада вы упоминаете о Национальном совете общественного доверия. Вы считаете, что рекомендации совета, в частности, и деятельность в целом имели значение для принятия решений о политической модернизации общества?

– На мой взгляд, НСОД был создан в качестве своего рода политической опоры для Касым-Жомарта Токаева в реализации его реформаторских замыслов. Глава государства в силу своего солидного профессионального опыта хорошо знает особенности развития и Казахстана, и многих зарубежных стран. С первых дней своего президентства он понимает важность проведения новых преобразований в политике, экономике и т.д. Особое внимание при этом президент уделяет вопросам реформирования системы госуправления и создания современного эффективного государства посредством перехода к сервисной модели его взаимодействия с обществом.

Однако в наших условиях обеспечить даже маломальские изменения посредством одного решения президента является непростым делом. Поэтому НСОД стал ключевым политическим ресурсом в поддержку нового официального курса. Не случайно, что наиболее серьезные инициативы были заявлены президентом именно на его площадке. Он также способствует главе государства позиционировать себя как выразителя не узкопартийных или групповых, а общенациональных интересов, интересов всего казахстанского общества во всем его многообразии.

За два года формат работы НСОД расширился, в том числе за счет периодического проведения встреч с членами правительства в онлайн-режиме и поездок в регионы. При этом он был и остается всего лишь консультативно-совещательным органом, формулирующим и дающим свои рекомендации и предложения по важным вопросам развития страны. Однако окончательные решения по ним остаются за главой государства в соответствие с его видением ситуации и возможных последствий.

– Если говорить о реформе политической системы, то оппоненты власти указывают на то, что многие решения носят половинчатый характер. Например, говорят о том, что выборы будут только тогда открытыми и честными, если изменится порядок формирования избирательных комиссий. Что скажете об этом?

– Надо понимать, что Казахстан пока развивается в условиях незавершенного транзита президентской власти и действия двух центров принятия решений в лице Акорды и Библиотеки. Ожидать в связи с этим каких-либо кардинальных преобразований, ограничивающих позиции и возможности правящей элиты, не приходится. Поэтому основная ставка сделана на формирование современного эффективного государства и улучшение его деятельности, включая установление тесной обратной связи между ним и обществом и своевременное и качественное реагирование на все запросы граждан.

Определенная либерализация политических отношений тоже идет. Но, судя по всему, так, чтобы не ослабить систему государственной власти и управления. Это касается и принятых уже во время президентства Касым-Жомарта Токаева мер в рамках избирательной системы страны. Вместе с тем для ее полноценного реформирования также следует:

– обеспечить вхождение в состав избирательных комиссий всех уровней представителей всех без исключения действующих политических партий, зарегистрированных в установленном законом порядке;

– расширить степень прозрачности деятельности избирательных комиссий посредством предоставления возможности всем желающим участникам избирательного процесса присутствовать на их рабочих заседаниях с правом совещательного голоса;

– предоставить широкие полномочия для наблюдателей за ходом голосования и подсчетом голосов, включая незамедлительное и обязательное ознакомление с результатами голосования.

Однако для принятия этих и других серьезных политических мер необходима не только политическая воля руководства Казахстана, но и способный повлиять на ее проявление массовый запрос со стороны общества. Соответствующий запрос в обществе хотя и имеется, но не на уровне такого влияния.

Подвижки

– Не могу не спросить о подвижках в политической системе. Вроде бы, с одной стороны, сделали послабление для прохождения политических партий в парламент. Однако порог в 20 тысяч подписей велик для страны, население которой всего 18 миллионов человек, большую часть которого составляют дети и пенсионеры. Во многих странах это же требование куда ниже. Как прокомментируете?

– На мой взгляд, в рамках государственного регулирования следует перенести акценты с процесса создания политических партий на вопросы их деятельности. В связи с этим порядок государственной регистрации партий должен быть предельно упрощен. В том числе, и за счет сокращения обязательного количества их членов до 3 тысяч человек, как этом имело место в первой редакции закона РК «О политических партиях» от 2 июля 1996 года.

В принципе, даже снижение данного количества с 40 тыс. до 20 тыс. человек является шагом вперед. Однако сейчас от властей важно добиться регистрации новых партий, о создании которых заявлено разными инициативными группами. Это, в частности, партии «Байтақ-Болашақ», «El Tiregi», HAQ, Демократическая партия Казахстана и т.д. В противном случае политический эффект от принятия рассматриваемой меры рискует в ближайшее время полностью обнулиться. К тому же, блокируя возможности для создания новых партий, власти вольно или невольно фактически выталкивают инициаторов и их потенциальных сторонников в оппозиционный лагерь. А если они здесь все либо в большинстве объединятся как «товарищи по несчастью», то данное объединение может стать серьезной оппозиционной силой.

– Какие из инициатив главы государства, по вашему мнению, окажут наибольшее влияние на развитие страны?

– Каждая из рассматриваемых инициатив способна оказать определенное позитивное влияние в тех сферах, для которых они предназначены. Лично я особо выделяю здесь меры, направленные на реформирование и дальнейшее развитие местного самоуправления.

Однако, во-первых, недостаточно принять соответствующие законы и подзаконные акты; важно обеспечить их исполнение. Это, в частности, актуально в случае с отмеченными поправками в закон «О политических партиях»

Во-вторых, при обсуждении проектов данных документов уполномоченным госорганам и парламентариям следует максимально учитывать конструктивные замечания и предложения представителей общественности.

И, в-третьих, сама жизнь показывает, что зачастую одних мер без принятия других недостаточно. Поэтому необходимо продолжить разработку и принятие новых поправок в законодательство о выборах, политических партиях, общественных объединениях и т.д.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь